Выставка художницы Евгении Буравлевой «Малая родина»

Выставка художницы Евгении Буравлевой «Малая родина»

С 24 июня по 1 августа в ЦСИ «Сияние» и в выставочном пространстве Апатитского городского Дворца культуры будет открыта для посещения выставка художницы Евгении Буравлевой «Малая родина».

Доступ к выставке осуществляется на условиях, действующих на площадках.
✧ Несколько слов о художнице:

Евгения Буравлева родилась в 1980 в городе Киров (Россия). Окончила Вятское художественное училище им. А. А. Рылова (2000), МГАХИ им. В. И. Сурикова (2008, мастерская П.Ф. Никонова), стажировалась в Университете искусств в Берлине (2007). С 2009 года член Московского союза художников. Лауреат Московской арт-премии (2023). Произведения Буравлевой находятся в собраниях Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, Музея-заповедника Царицыно и других российских музеев, в частных коллекциях в России и за рубежом.

Евгения работает с понятиями пространства и времени. Используя классические приемы живописи, художница выстраивает отношения между пространством, временем и человеком внутри них. Персонаж произведений — это измученный современностью человек, вынужденный существовать в условиях мира пост-истины, одинокий герой на пороге принятия решения. Пространство и время в работах связаны с персонажем и зависят от его действий, они пока отделены и не освоены, зависли в режиме ожидания.

✧ Проект «Малая родина» Евгении Буравлевой, одной из главных фигур в сегодняшней российской живописи, посвящен ее родным местам на севере Кировской области. А в более широком смысле — отношениям человека с окружающей территорией, поиску подлинного дома, восстановлению связей с мгновениями ускользающего бытия.

Задуманный и созданный специально для Московского музея современного искусства при поддержке галереи FUTURO (Нижний Новгород), он был показан в здании второго корпуса на Гоголевском бульваре в конце февраля-марте 2024 года.

Основу экспозиции составляет новая живописная серия «Незанятые пейзажи», запечатлевшая ничем не примечательные, но значимые для Буравлевой локации в окрестностях деревни Вага: поля, рощи, дороги, с детства нанесенные на ее ментальную карту. Буравлева вдохновляется аскетичной природой таежного края и вместе с тем «прочитывает» родной пейзаж неравнодушным критическим взглядом. Она подмечает порой неочевидные следы его трансформации — будь то в результате сельскохозяйственного освоения земли, которое значительно сократилось в постсоветский период, или, напротив, интенсивной, круглый год идущей лесодобычи.

Пятнадцать крупноформатных картин с характерно проработанной, словно эмалевой, поверхностью исполнены Буравлевой с особым вниманием к эффектам освещения и геометрической тектонике изображаемого мира. Написанные по фотографиям разных лет, гиперреалистичные и одновременно сновидческие, эфемерные как память, они прорывают пространство «здесь и сейчас», вступая в диалог с городскими видами в расшитых окнах. Они отдают дань традиции и школе и при этом остро современны — сквозь слои полупрозрачных лессировок в них, кажется, отражается сегодняшний медийный мир.

Все работы серии распределяются по экспозиции в соответствии с четырьмя сезонами года — зима, весна, лето и осень последовательно сменяют друг друга. Этот медитативный живописный календарь обыгрывает архетипы восприятия пейзажного искусства и погружает зрителя в медленное, вдумчивое созерцание.

Выставку дополняют две другие специально созданные серии: «Садовое товарищество» — небольшие графические листы с видами дачного поселка рядом с Кировом, а также семь ландшафтных портретов близких и друзей художницы «со спины», каждый из которых по-своему работает с малым пространством, природным и городским, не только в Кировской области, но и в других регионах страны, таких как московский район Дегунино на западе и Апатиты на севере.

В экспозицию включены рабочие материалы, демонстрирующие творческий метод Буравлевой. Это и снятые художницей медитативные пейзажные видео, сохраняющие непосредственное, объемное впечатление от натуры, и оригинальные фотографии, которые служат основой для живописи, и фильм, документирующий процесс создания показанных работ в мастерской. При этом путь зрителя сопровождается комментариями-заметками самой художницы — пояснениями к изображенным местам, воспоминаниями и размышлениями инсайдера.

В экспозиции также представлена аудиовизуальная инсталляция «Далекое близкое», выполненная Буравлевой in situ в сотрудничестве с композитором, автором симфонических и электронных произведений Олегом Трояновским. Настенный рисунок углем — «всесезонный» горизонт в Ваге, выстраивающий отдельные, уже знакомые по картинам приметы местности в одну постепенно исчезающую линию, — соединяется здесь с многоканальной звуковой партитурой, которая создает музыкально-пространственный эффект и отражает синестетическое переживание пейзажа.

Своеобразным эпилогом проекта, символически замыкающим круг времени, можно считать неожиданные находки из прошлого — рисунки поля в Ваге, сделанные начинающей художницей в переломном для страны 1991 году, в возрасте одиннадцати лет в качестве первых опытов работы на пленэре. В них малая родина буквально совпадает с местом из детства. С местом, которое не отпускает, куда возвращаешься физически и в воспоминаниях, а иногда и в привычных, повторяющихся снах.